История венчания (города средней полосы) Печать E-mail
Самое важное в городской свадьбе — венчание, которое в деревенской свадьбе особой роли не играло.

В день венчания жених через сваху или тётку посылал невесте шкатулку, в которой лежали фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца, набор гребёнок, духи, иголки, булавки и т. д. Кроме того, даже если жених был из высших сословий, там обязательно лежала ещё и плётка — как символ его будущей власти. Кому позволяло состояние, покупал для невесты дорогие резные шкатулки с музыкальными замками. Кто победнее, дарил простые деревянные, а бывало, жених и сам делал шкатулку из бересты.

После того как приносили шкатулку, тётка невесты — «снарядиха».— начинала одевать ее к венцу. Она же делала ей так называемую «греческую» прическу.

Обувал невесту «свадебный отрок» (младший брат или другой её близкий родственник). В туфельку вкладывали золотой. У дворян свадебный отрок не только обувал собирающуюся к венцу невесту, но и подавал на свадебном подносе перчатки и фату, нёс за ней шлейф, провожал до кареты. Для большей пышности на таких свадьбах часто назначались два свадебных отрока.

Чтобы уберечь невесту от «дурного глаза», в подол её венчального платья обязательно вкалывали иголки. Для этого же в дверной косяк дома, где будет проходить свадебное веселье,. вкалывали крест-накрест две крупные иголки или таким же образом вбивали два гвоздя.

Существовали и другие виды «оберегов». Например, невеста, одеваясь к венцу, прикалывала к нижней юбке кусочек своей первой вышивки или обвязывалась вокруг талии пояском первого своего плетения. Считалось, что изделия, впервые выполненные девушкой без посторонней помощи, обладали особой силой, способной уберечь её от порчи и исцелить в случае болезни.

Представление о том, что какие-то предметы могут оказывать влияние на судьбу человека, было очень сильным. В день церковного оглашения мать передавала дочери «с глазу на глаз» какой-нибудь талисман, который обязательно находился у невесты в момент венчания. Ладанки, привески, перстни часто становились семейными реликвиями и передавались из поколения в поколение вместе с легендами об их чудесной силе. Иногда это были очень дорогие ювелирные изделия. Тогда они становились фамильными драгоценностями, и к ним никогда не относились как к украшениям в обычном понимании. Даже тогда, когда семье угрожало разорение, эти предметы не решались ни продавать, ни закладывать, а стремились во что бы то ни стало сохранить в семье.

Перед венчанием был широко распространён обряд «о пяти приборах». Он совершался отдельно как в доме жениха, так и в доме невесты, и в нем участвовали только пять человек: мать, отец, жених (невеста), сваха или тётка, шафер (дружка). Примерно за час до отъезда к венцу накрывали стол ,на пять приборов. Родители благословляли иконой жениха (невесту), затем все обходили вокруг стола, после чего приступали к лёгкой закуске. Если учесть, что жениху и невесте полагалось воздержаться от еды за свадебным столом, то такая закуска была весьма кстати.

По городской традиции жених и невеста ехали в церковь разными поездами и порознь. Невеста ехала в пролётке или карете в сопровождении свахи или тетки, за ними в коляске ехали девушки — «провожатки», вслед за ними — шаферы невесты и мальчик — «светчий»: в его обязанности входило нести перед новобрачными свечу в церкви. Жених со своими шаферами и друзьями приезжал раньше и ждал невесту около церкви. Шаферами обычно бывали холостые парни, они держали в церкви венцы над четой.

Церемония венчания была парадной и торжественной. Богатые горожане старались нанять для церковного обряда лучший хор, часто приглашали хор архиерейских певчих. На церковное венчание, как на красивое зрелище, сходились зрители. Иногда гостей приглашали по специальным пригласительным билетам. Любопытная публика оставалась на паперти, заступая вход в церковь. Родители новобрачных по древней традиции в церковь не ездили.

Если свадьбу справляли весной или осенью, путь молодым от церкви до свадебного поезда устилали цветами. Покупали их тут же у цветочниц или у мальчишек, которые притаскивали к церкви вороха полевых цветов. Иногда от поезда до церкви стелили ковровую дорожку. Через всю церковь расстилали атласную или бархатную дорожку, по которой жених вёл невесту; на этой же дорожке они стояли и во время венчания.

Обряд венчания традиционно включал чтение священником молитвы, церковное песнопение, благословение общей чаши, троекратное вкушение из нее новобрачными разбавленного водой вина, возложение священником покрова й венцов на голову жениха и невесты, соединение их рук, хождение вокруг аналоя, обмен обручальными кольцами.

У простого люда жениху полагалось иметь золотое обручальное кольцо, а невесте — из любого другого, менее дорогого металла.

После венчания все возвращались к свадебному поезду, который к этому времени уже был украшен цветами, лентами и колокольчиками. Специально для этого случая приобретали валдайские колокольчики, которые славились красивым звуком.

У простых горожан свадебный поезд украшала непременно дальняя родственница со стороны жениха. Могли украсить поезд и прибежавшие сюда мальчишки той улицы, где жили жених или невеста, за что им разрешали пройти и посмотреть «бал».

Для свадебного поезда обязательно брали чужих лошадей, число которых могло быть разным, но обязательно нечётным. Даже те, кто имел свои конюшни, для свадебного поезда старались нанять чужих лошадей.

Возвращаясь из церкви, свадебный поезд сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал город по кругу и только после этого направлялся в дом, где будет бал.
 
« Пред.   След. »